0. Про смыслы
Дело такое, в последнее время все больше и больше людей приходят ко мне с вопросами про смыслы.
Все как-то потеряло смысл; Раньше было понимание зачем, а сейчас нет. И вот эта усталость, подавленность, опустошение; Ничего не понимаю. Где я, что я хочу, что мне делать, зачем все это; Какая-то бессмысленность всего, пустота внутри.
Все примерно об одном. Вкус жизни куда-то пропал. Я решил каждый день в, в течении семи дней писать про смыслы. В каждом посте будет тронут какой-то один аспект. Чтобы было полезно-нужно-важно-интересно, я дополню посты вопросами для размышления.
Будем погружаться в проблематику, как глубоководные ныряльщики за жемчугом, вскрывать моллюсков, отвечая на вопросы. Может кто-то жемчуг и найдет. Ответы, кстати, можете в личные сообщения слать. Дело полезное.
Сегодня поговорим про смыслы вообще, почему вдруг эта проблема обострилась. Например во времена дедушки Фрейда такой проблемы не было. Там большинство обращений было связано с истерией, вызванной подавленной сексуальностью. В 60-ых случилась сексуальная революция и проблема перестала быть таковой.
Вот, если спросить человека, чего он хочет, то с наибольшей вероятностью будет что-то: "хочу быть счастливым". Даже если ответы другие, то в конечном итоге через вопрос "зачем" мы доберемся до этой конструкции. При этом у каждого свое представление этой абстракции. Где-то про семью и дом в лесу, где-то про бескрайнее творчество, где-то про "гуляй рванина" и "душа на распашку".
Мы хотим простых и быстрых радостей и удовольствий. Это приобретает форму такого гедонистического фастфуда, который не насыщает жажду смысла. И мы продолжаем чувствовать себя несчастными, ищем все новые и новые удовольствия и тем самым влетаем в замкнутый круг, такой вот гедонистический парадокс.
И если счастье - это не всегда про удовольствие, то тогда про что? В этом мы и будем разбираться.
В рамках этой серии постов, я предлагаю рассматривать счастье, как побочный продукт реализации человеком его смысла.
Общего смысла для всех нет. Жизнь сама по себе бессмысленна. Я умру, все кого я знаю - тоже, религия больше не закрывает логические противоречия в картине мира. На чем основывать общую смысловую устойчивость?
Вот и получается, что существование наше в высшей степени случайно и бессмысленно. Но это не усмиряет в нас жажду понять зачем мы пришли в этот мир.
Экзистенциальный вакуум - то, как называют это состояние бессмысленности. Многие говорят о нем, как о огромной, темной пустоте внутри. И эта пустота страшнее боли.
Бессмысленность приносит реальные страдания, которые часто превосходит инстинкт самосохранения и тогда мы начинаем плыть в пропасть.
Один из способов, к которым мы прибегаем - переборка деятельностей и впечатлений. Примеряем на себя разные роли: стану ловеласом, займусь дайвингом, буду развиваться духовно, перескочу проблемы, сменю профессию и вот это все. С особым усердием мы начинаем метаться в моменты кризисов, когда защиты в виде заплаток начинают трещать по швам и пропускать в нашу устойчивую и понятную, уютно обустроенную реальность потусторонний холод. И вот это первое вдохновение и страстность начинают заливаться цветами тоски, апатии и разочарования. "Эх. И это не то. Опять не мое."
Мы единственные в своем роде существа, для которых наше собственное существование является проблемой. Во многом это объясняется тем, что мы все меньше скованы инстинктами и уже скорее предрасположены к определенным реакциям. Обусловлено это работой наших лобных долей, которые при определенных обстоятельствах ослабляют инстинктивное поведение. Например, руферы, которые подавляют инстинкт самосохранения. Подавление чувства голода, полового влечения и пр.
В общем-то такой "относительный выбор" позволил человеческому роду развиться. Вместе с тем, этот "относительный выбор" застает человека врасплох и оставляет один на один с тревогой по поводу того, куда же его приложить.
Вторая причина кризиса смыслов - это разрушение традиционного общества. Всю дорогу общности как-то регулировались через правила, нормы и табу. Альтернатив особых не было, то, из чего состояла реальность - культурные и религиозные коды принятые в конкретном месте обитания. А другие места не посмотреть, потому что путешествия и перемещения не такие доступные были, как сейчас. Да и религия довольно внятно объясняла, не хуже Маяковского, что такое хорошо и что такое плохо.
А потом глобализация, интернет и вот это все. Бах и выбили из-под человека табуретку успокаивающей абсолютности и понятности окружающей реальности. Можно даже религию выбрать, институт семьи и гендерное распределение ролей тоже как-то правила потеряли. Иначе говоря человек столкнулся с тем, что может распоряжаться своей жизнью так, как ему хочется. Это и актуализирует поиск смысла. Раньше до такого вопроса дело даже не доходило. Все уже было понятно с самого начала. Родился в крестьянской семье - быть тебе крестьянином.
И та свобода, казавшаяся сладкой и желанной, оказалось мягко говоря немного прогорклой. Уровень тревожности своего существования растет, требования и ожидания от своей "реализации" растут, тяжесть экзистенциального выбора увеличивается.
Вот и начинается карусель с поиском легкоусвояемых смыслов, чтобы дыру зияющую хоть как-то приткнуть.
Задачка получается на первый взгляд парадоксальная. Как обрести смысл, производно стать более счастливым, исходя из того, что смысла нет, но при этом он нам очень нужен?
Предлагаю начать с вопроса про суть смысла.
Что есть "смысл" для вас? Не в чем, он, а именно его сутевой аспект. Что это за сущность такая?